_____________________

{Новости}  {Резюме}  {Театр}  {Галерея}  {Downloads}  {Афиша}  {Мнения}   {@}

_____________________

Дважды прожить нам просто не дано

Недавно нижневартовцы посмотрели оперетту Имре Кальмана «Мистер Икс» в исполнении блистательных московских артистов. Оперетты «Мистер Икс» и «Принцесса цирка» - это не двухсерийная мелодрама, хотя в первом спектакле Имре Кальмана Теодору Вердье называют именно принцессой цирка, но только потому, что она решается связать свою судьбу с шутом и циркачом. Таких Иксов в истории самого древнего народного жанра будущего эстрадного искусства можно припомнить множество: хозяева шапито всегда имели гвоздь программы, способный привлечь толпы зрителей. Мистер Икс не стал исключением... История Московского театра оперетты вписала в свою летопись немало замечательных имен. Стены старейшего театра Зимина помнят Татьяну Бах, Ярона, давшего толкование советской оперетте как виду музыкального искусства, где одинаково легко говорят, танцуют и поют, Юрия Богданова, комика Алчевского, Канделаки, который был непревзойденным режиссером театра. Здесь помнят Савицкую, Новикову, Володина... В театральном музее висят портреты корифеев оперетты, у которых учились ведущие солисты не одного поколения Московской оперетты. Здесь до сих пор поет Татьяна Ивановна. Великолепную Сильву, Пепиту, Теодору, Мирандолину всех времен называют с придыханьем, по имени и отчеству, подразумевая именно Татьяну Ивановну Шмыгу, которая потрясла своим искусством столицы Европы. На смену ей приходят новые солистки, но неувядающая слава примы заставляет робеть перед ней Лилию Амарфий, Светлану Варгузову, Елену Зайцеву и Валентину Белякову. Они учатся у Шмыги искусству вечной молодости и любви к оперетте. По словам заслуженного артиста России Владимира Николаева, Театр оперетты переживает сейчас не самые лучшие времена. Здание когда-то одного из красивейших столичных театров дало трещины, и его стены поддерживают подпорки. Московский градоначальник пообещал артистам реконструировать театр за три года. В московской оперетте будет три сцены, одна из которых будет отдана для творческих встреч с поклонниками веселого жанра. Сейчас в театре работают два молодых дирижера, постоянно обновляется балетная труппа. Здесь поставили нашумевший мюзикл «Метро», а к первому апреля готовится премьера молодежного спектакля «Нотрдам де Пари». Чтобы не скучали старички и артисты среднего возраста, Владимир Николаев, артист и режиссер, начал репетиции «Фиалки Монмартра». В свое время он поставил на родной сцене спектакли «Женихи», «Римскую идиллию», «Королеву чардаша» и «Мирандолину». После «Фиалок» старый артист думает о «Сильве» в новой постановке и авторской партитуре. Он мечтает еще о замятинской «Блохе», чтобы отдать дань русскому писателю и режиссеру Дикому, поставившему в 30-е годы нашумевшую в столице оперетту «Левша», часть многострадальной «Блохи». Как известно, ее авторы были репрессированы, а спектакль благополучно ушел в историю театра. Николаев решился собрать воедино музыку трех авторов и поставить современный спектакль о нашей жизни, потому что, говорит он, все, что происходило в недавно ушедшем от нас столетии, актуально и сего дня. Да, это будет тот же сказ о русском умельце, в котором не чаяли души в Англии, но только не в России. однако Левша, в отличие от многих нынешних мозговитых ребят, остался в своей деревне, пусть нищим и в рваных портках, но патриотом. Царь велел наградить парнишку, но пока шел указ по просторам Отечества, слава Левши уменьшалась до размера скверного насекомого.
— Мистера Икс всегда сравнивают с Георгом Карловичем Отсом. Он был в этой роли несравненным?
— Да, он остался эталоном. Отс обладал уникальной итальянской школой. Наш спектакль тоже неплохой, пусть и другой, но мы постарались сделать его так, чтобы у зрителей осталось хорошее впечатление. Партию мистера Икс поет заслуженный артист России Сергей Алимпиев, а Теодору - заслуженная артистка Валентина Белякова, которая только на днях получила это высокое звание. Сергей Алимпиев поет в театре Данилу в «Веселой вдове», Эдвина в «Королеве чардаша», Орловского в «Летучей мыши», Кавалера в «Мирандолине». Он удивительно работоспособный человек, умный и проницательный. Кажется, вот-вот он станет народным артистом, и это будет заслуженная им награда.
...Весь Париж сходит с ума по таинственному Мистеру Икс. В цирк, хоть это и не совсем прилично, повадился бомонд, чтобы узнать секрет человека в маске. Кто он, этот скрипач на проволоке? О нем ходят странные слухи, а газеты разжигают интерес публики о «нагревшем» кредитора гимнасте и смелом вольтижере. Кальман буквально обыграл заезженный сюжет, каких в цирках услышишь сотню за день. Все дело в музыке, великолепных дуэтах и выходной арии самого Мистера Икс:
Со смертью играю -
Смел и дерзок мой трюк.
Все замирает,
все смолкает вокруг.
Слушая скрипку,
Дамы в ложах вздохнут,
Скажут с улыбкой:
«Храбрый шут...»
Да, я шут, я циркач,
Так что же?..

Все оперы и оперетты почти двухвековой давности были мелодраматичными. Публика обожала шепот о связях светских дам с корнетами, молодыми тенорами и писателями. Публика шла в оперетту позавидовать чужому счастью, легко всплакнуть от умиления и поаплодировать неравному браку, заключенному прямо в ресторане, послушать сладкоголосых теноров и сопрано. Газеты расписывали в красках костюмы артистов и туалеты светских дам, цитировали крылатые выражения и хвалили-ругали солистов. Оперетта соперничала в любви и сборах с оперой и балетом. Одни критиковали Кальмана и Штрауса за венские истории цирковых конюшен, другие требовали упразднить вульгарные спектакли. Все решило время. Народу давно надоели страсти на площадях и в парламентах, народу хотелось веселья и бездумных вечеров. Такой праздник могла дать только оперетта: там всегда побеждает любовь. Московский театр оперетты был законодателем моды. Он первым в стране сыграл все известные и полузабытые спектакли на музыку Штрауса, Оффенбаха, Кальмана и нашего Дунаевского. Вольные ветры подули с приходом перестройки. Режиссеры приглашали в театр молодежь и поручали ей ведущие партии. К нам в город приехал не весь состав театра, но по игре Ольги Ратниковой, Юрия Внукова, Валентины Желудевой, Сергея Степанова и упомянутого Владимира Николаева можно судить о театре, где заботятся о русской сценической школе. Надо полагать, что за границу уехали далеко не все баритоны и первые любовники. Мы поддались веселью Имре Кальмана и тоже будем, как в Вене, распевать арии, тем более что следом за его опереттой нижневартовские любители легкого жанра посмотрели «Цыганского барона» с Лилией Амарфий. У нас в городе пошла мода на оперетту - к нам снова едет Северский музыкальный театр. Вы хотите праздников? Вы их получите.

Наталья СТЕПАНОВА.

 

 




(C) 2004-2005 All rights reserved
Hosted by uCoz