|
|
Изящество и шик Московской Оперетты
24 ноября Московскому театру оперетты исполнилось 75 лет.
Президент России Владимир Путин поздравил коллектив театра телеграммой, в
которой говорится: "За эти годы Московский театр оперетты стал ведущим в своем
жанре не только в России, но и завоевал авторитет и признание в мире. Его
огромная популярность стала возможной благодаря яркому таланту и великолепному
мастерству нескольких поколений актеров и режиссеров. И сегодня "Московская
оперетта" остаётся верна своим традициям, гармонично соединяя в репертуаре
классику и современный мюзикл". Одна из недавних статей, посвященная
"Московской оперетте", называлась "Аристократы пляшут и поют". Действительно,
блестящее общество на сцене: графы, князья, роскошные костюмы, которые, кстати,
артисты безукоризненно умеют носить, бриллианты, шампанское… Мир грез, вихрь
веселья, атмосфера красивой сказки о любви… Первым спектаклем на сцене только
что созданного театра в 1927 году стала оперетта "Женихи" молодого тогда
композитора Исаака Дунаевского. Вместе с режиссером и замечательным
актером-комиком Григорием Яроном он принимал самое деятельное участие в
организации театра. Этот спектакль, кстати, невероятно комедийный - был вовсе
не из "жизни аристократов", а на тему современную. Он показал, что героями
оперетты могут быть представители любых социальных слоев в самых немыслимых
ситуациях. Ныне оперетта "Женихи" поставлена заново, и в ней блестяще играет
главную роль молодая артистка Оксана Коцюрская. Её героиня - простодушная
мещаночка Аграфена, к которой сватаются четверо: извозчик, гробовщик, биржевой
маклер и повар. А у невесты голова идет кругом. Наиболее удачливым оказывается
маклер, роль которого исполняет Владимир Голышев. Не надо, впрочем, думать, что
до 1927 года в России не знали, что такое оперетта. Ее знали и любили.
Существовало много частных антреприз, которые широко представляли всё богатство
жанра на тот момент. А в конце 20-х годов было решено создать первый
Государственный и, следовательно, большой, солидный театр оперетты. По данным
архива, Московский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов
"категорически", как было сказано, постановил: "Оперетту сохранить. Репертуар
оздоровить, приблизив его к задачам современности". Однако шли в то время и
Оффенбах, и Штраус, и Кальман. В первый же сезон - восемь премьер! Молодой
коллектив сразу познал успех и популярность, и очень скоро Московский театр
оперетты стал ведущим в России среди театров этого жанра. Вскоре он обрел успех
и в Европе. Его авторитет ничуть не пошатнулся и сегодня, когда в театр пришло
много молодежи. Это, например, Жанна Жердер и Сергей Алимпиев. Артисты
Московского театра оперетты, как на подбор, статны, красивы, обладают хорошими
голосами и яркими актерскими данными. Женщины покоряют своим обаянием,
изяществом, мужчины - элегантностью, подтянутостью, светскими манерами. Хороши
и лирические герои, и каскадные персонажи. Но среди всех само совершенство -
Татьяна Шмыга. Идут годы, а она вот уже почти полвека остается не просто
"опереточной дивой", но символом театра. Стоит ей появиться - все оживает. Все
те же блеск, обаяние, темперамент. Она "звезда" в каждом сезоне, в каждом своем
спектакле. Особенно в тех, что рассчитаны на нее, например, в недавно
поставленном спектакле "Джейн" с музыкой современного автора Анатолия Кремера.
В своё время "Московская оперетта", как и многие театры советской эпохи,
выполняла, так сказать, "социальные заказы", ставила идеологически выдержанные
спектакли с трафаретными положительными и отрицательными героями. Времена
изменились, и с началом 90-х годов театр изъял из репертуара сразу шесть
спектаклей. "Мы не обязаны теперь, слава Богу, выполнять "социальные заказы", -
отмечает директор театра Владимир Тартаковский. - Наш репертуарный портфель и
так всегда полон. Ведь есть Кальман, Оффенбах, Легар, Зуппе, другие
композиторы. Классика - это основа. Сотрудничаем мы и с современными
российскими авторами. Нас прежде всего интересует хорошая музыка, поэтому
надеемся возродить и некоторые снятые спектакли с новыми либретто. Вообще наш
театр постоянно развивается. Поиски идут в разных направлениях. Одна из задач -
попробовать осуществить некий синтез оперетты и мюзикла, смешать амплуа,
сделать спектакль как бы непредсказуемым". "Московская оперетта" не испытывает
недостатка в публике. Все спектакли очень хорошо посещаются, особенно премьеры.
Тогда, как говорится, в зале "яблоку негде упасть". В этом сезоне премьер
ожидается, по крайней мере, две: "Фиалка Монмартра" Имре Кальмана в новой
постановке и "Моя прекрасная леди" Фридерика Лоу. Но какой бы спектакль ни шел,
театр неукоснительно придерживается принципа своего основателя Григория Ярона:
"Оперетта - это искусство молодых или искусство быть молодым". Неудивительно,
что в театре нет грани между поколениями. Просто на сцене каждый естественно
выглядит в своей роли. Как сказала одна из ведущих артисток Светлана Варгузова,
"оперетта - это солнечный жанр, надо ему соответствовать, а значит быть
оптимистом, что и в жизни очень помогает". А вот высказывание известного
артиста, ветерана театра Герарда Васильева: "Оперетта - это спектакли для
демократической публики. Музыка к ним написана всеми нами любимыми
композиторами. Доставлять удовольствие зрителям, чтобы они после трудового дня
пришли к нам в театр, и чтобы у них потом надолго хватило хорошего настроения -
вот, по-моему, наша главная актерская цель. Радовать зрителей - для этого и
существует наш театр".
Н. Яхонтова
|
(C)
2004-2005 All rights reserved |
|