|
|
Cергей Алимпиев: поклонницы за мной
едут на гастроли
Вселенская трагедия, высокие чувства вперемешку с веселым
смехом и громкими шутками, "мыльная опера" прошлого века, открытые герои, где
зритель сразу узнает - вот богатый злодей, а вот - благородный простолюдин, где
симпатии - конечно же! - на стороне последнего, и, конечно же, всем в конце
концов воздастся по заслугам, уж автор постарается - уже постарался - второй
век мы любим оперетту!
Да, я шут, я циркач - так что же?..
Пусть меня так зовут вельможи.
Как они от меня далеки, далеки -
Никогда не дадут руки...
Второй век смотрим "Мистер Икс", "Веселую вдову", "Цыганского барона" - не
устаем, скучаем, когда долго нет оперетт в нашем городе - эх, жаль,
музыкального театра своего у нас никогда не было, - а куряне ходили бы туда
несомненно, ведь на каждой оперетте - аншлаг!.. И если говорить о высоких
чувствах - то вот они, все на сцене, пусть даже чуть с перегибом - да Бог с
ним, мы понимаем: ну, любит она его, любит, и все простит! И он тоже -
смотрите, наш главный герой каков - красавец, умница, высок, строен, молодец
просто - и тоже ведь любит ее, да обстоятельства так складываются - обман
кругом, людской обман и зависть!.. Но ничего - найдутся и друзья верные, и
минута подходящая, и все решится в пользу влюбленных, лишь подождать им надо:
до третьего акта, когда завершатся страсти и интриги завистников обернутся
против них же самих.
14-го ноября Московский театр оперетты играл "Мистер Икс" Имре Кальмана в
Курской филармонии. Вновь Теодора шла в цирк, чтобы взглянуть на номер Мистера
Икса, и Барон де Кревельяк вновь совершенно безнадежно делал ей предложение, и
Пеликан произносил замечательную фразу: "Насчет свежего и вкусного не ручаюсь,
а дорогое будет!" Мы все знали это чуть ли не дословно, но хохотали и
переживали - вновь, как в первый раз: Загадка оперетты. Анри Шатоне на сцене и
заслуженный артист России Сергей Алимпиев в миру - загадочный Мистер Икс,
любимый герой многих и многих, уже 15 лет разгадывает эту загадку...
- Успех оперетты, наверное, в ее легкости, жизнерадостности!.. Люди хотят
прийти, посидеть, отдохнуть от всех житейских проблем - я думаю, что оперетта
этому способствует в очень большой степени.
- И смело можно говорить о наивности чувств в оперетте...
- Я считаю, что наивность, наив - это должно быть вообще неотъемлемым качеством
артиста. Это естественность - самое ценное качество... В оперетте нельзя
играть, как в драме, - здесь все должно быть с какой-то долей иронии, должен
быть твой взгляд со стороны - обязательно!
- По-моему, в этом отношении вы подыгрывали несколько раз публике - в сцене
ревности с Теодорой, например...
- Да, это непроизвольно получается! Иногда бывают такие моменты импровизации,
которые в спектакле не репетировались - это именно то. Кстати, родилось это
именно на гастролях - в результате реакции зрительного зала, - а зал помогает,
несомненно.
- Если вы заметили, зрители гораздо живее принимали героев второго плана -
Пеликана, Каролину, Тони - нежели главных: Вероятно, именно потому, что в
главных героях есть элемент трагедии или драмы.
- Да, и такая лирическая линия, которая может показаться немножко нудной, - я
все это понимаю и принимаю.
- Сергей, как вы считаете, изменение названий изменяет оперетту - ведь есть
"Принцесса цирка", и есть "Мистер Икс"?
- Первый "Мистер Икс", а потом "Принцесса цирка" - здесь разница, конечно же,
прежде всего в актерах. В "Мистере Икс" на первый план выходит герой, его играл
Георг Отс - для меня он эталон; в "Принцессе цирка" - героиня, которую играла
Наталья Белохвостикова, - а героя играл дипломат, поэтому, естественно, акцент
был сделан на ней, на актрисе.
- А на ваш взгляд, кто здесь главный герой?
- Конечно, Мистер Икс!
- Сергей, классических певцов знают во всем мире; эстрадных - тоже знают, в
определенных странах; а вот певцов оперетт знают мало...
- Я объясню, почему. Сейчас телевидение стало коммерческим. Недавно я
встречался с режиссером, который снимал опереточные программы несколько лет
назад, когда я только пришел в театр, и он подтверждает, что сейчас, для того,
чтобы снять подобную программу, нужны бешеные деньги! Огромные деньги, потому
что это должен быть фейерверк! Шоу! Представление, понимаете? У нас в театре
есть ряд очень красивых спектаклей - "Холопка", "Веселая вдова", - богатые,
красивые спектакли, - я считаю, что оперетта должна быть именно такой.
- Но ведь были советские времена, когда финансовых проблем в таком масштабе
не было, и все равно приоритет отдавался либо классике, либо эстраде...
- Когда я еще только пришел в театр, опереточные программы снимались почти
каждый месяц! Я уж не говорю, что на каждый праздник - это было обязательным. А
потом все ушло.
- А когда вы пришли?
- В Московском театре оперетты я уже 15 лет.
- И кем же вы себя считаете - певцом ли, актером?
- Нет, все же актером: У меня даже был период, когда я хотел переходить на
характерные роли - мне нравились роли простаков! По натуре я более подвижен,
танцевален. Хотя я думаю, что у меня, в общем-то, потом не будет проблем с
переходом на возрастные роли.
- Из оперетты вы решили никуда не уходить?
- У меня были предложения попробовать себя в опере. И сейчас предлагают, и я
хочу, мне интересно - честно говоря, в оперетте-то я все уже переиграл -
героическое, перепел. Хочется другого. Но вот сейчас мы делаем "Моя прекрасная
леди" с этой же группой артистов - у нас будет мюзикл, - там я играю Хиггинса,
очень интересный образ, это совсем другое. У нас очень хороший балетмейстер,
который ставит танцевальные номера, я думаю, мы к вам с этим спектаклем
приедем!..
- В Москве вы выступаете часто?
- Да, конечно!.. Например, совсем недавно, с 4-го по 8-е ноября, у меня было
подряд пять спектаклей! Теперь 20-го начинаются. Так что, я играю в Москве,
потом мы едем на гастроли, потом опять в Москве, и так далее. Крутимся...
- Сергей, а почему именно оперетта? Вы сами ее выбрали или она вас?
- Нет, я собирался работать на эстраде, меня приглашали в Ленинградский
мюзик-холл. Я сам из Ленинграда, закончил там институт театра, музыки и
кинематографии, факультет драматического искусства. Моя специальность - актер
музыкального театра. И сразу после окончания, в 84-м году, получил приглашение
в Московскую оперетту - и вот, 15 лет здесь.
- В оперетте еще очень важно совпадение внешности и голоса: И если в
драматических спектаклях можно, грубо говоря, уходить от привязанности к
внешности - вспомним недавнюю премьеру в Москве "Дон Кихота" с Калягиным в
главной роли, - то в оперетте это немыслимо...
- В принципе, вы знаете, такое возможно и в оперетте. Но уже сложился
исторически стереотип, который как бы нельзя переступить: герой должен быть
таким-то и таким-то, и зрителю, чисто эстетически, приятно видеть его красивым,
высоким и так далее. Хотя, мне кажется, могут быть отклонения туда или сюда. В
опере ведь может герой выйти на сцену, допустим, с лишним весом...
- Опера - это опера, там главное все же голос, а здесь важно все!
- Да, это жанр синтетический. Знаете, почему оперетту называют иногда легким
жанром? Потому что он легок в плане восприятия. А на самом деле, это безумно
сложный жанр! Педагог, у которого я учился, был оперным певцом, и он мне
говорил, что считает наш жанр гораздо сложнее оперного - ведь здесь надо и
петь, и говорить, и танцевать. А голос садится и на разговоре, и на речи: И
бывает всякое. Даже сегодня, допустим, выхожу - а у меня нет голоса! Ну, нет
его - просто кранты. За пять дней пять спектаклей, сами посудите. А что делать?
Надо разогреться, как-то настроиться и - идти! Вы знаете, ведь пение - это
самый настоящий физический труд. Оперные певцы за спектакль теряют до трех
килограмм! Это очень тяжело. В прошлом году мы поехали на Дальний Восток - за
10 дней отпели девять "Мистеров Икс".
- Сергей, таинственные герои, подобные Мистеру Икс, всегда были интересны -
начиная от лермонтовского Печорина и заканчивая современным героем Иваном
Демидовым: пока носил темные очки, был интересен, снял их - и: где он теперь?..
Вам в жизни насколько близка эта роль?
- Я достаточно открытый человек в общении, незакомплексованный, хотя, конечно,
определенная завеса существует. Я думаю, ее и не надо раскрывать перед своими
поклонниками и поклонницами - и нельзя подпускать слишком близко: должна быть
какая-то тайна. Хотя и обижать, несомненно, нельзя - здесь грань достаточно
тонка.
- А настырные поклонники есть?
- Сейчас меньше, а поначалу очень много было - просто бесконечные звонки.
Сейчас такого грубого напора нет, потому что у меня есть группа поклонниц,
которые ограждают меня от этого.
- Они не допускают к вам никого?
- Не допускают. Я их знаю, этих людей, узнаю, среди них есть те, кто даже на
гастроли за мной ездит.
- И на Дальний Восток?!
- Нет, туда все же очень далеко и дорого. А вот сегодня у вас, в Курске, были -
сюда доехать гораздо дешевле.
- Сергей, а как Вы считаете, каков возраст зрителей оперетты?
- Абсолютно любой! От малого до старого. У нас разные труппы, и когда поют
молодые, в зале очень много молодежи.
- Разные труппы - это артисты разного возраста?
- Да, у нас есть и 65-летний Мистер Икс!
- И кто же пользуется большим успехом?
- Думаю, фифти-фифти. Потому что он Народный артист, со званиями, с опытом, а я
пока еще заслуженный, поэтому - 50 на 50!
- Вы очень дипломатичный Мистер Икс!
Зал пуст, зрители разошлись, со сцены убирают последние декорации, и Мистеру
Иксу пора уезжать на вокзал - артисты едут дальше, в Белоруссию. А к нам они
приехали из Эстонии. Мистер Икс международен. Как хорошо, что музыка вечна! И
сближает людей в любых странах мира. Театр уезжает, а мы остаемся ждать его
снова в гости - "Моя прекрасная леди" тоже вечна, ведь никуда пока не делись
влюбленность, дружба, любовь - ни за сто лет, ни даже за двести...
Светлана КУЛИКОВА
|
(C)
2004-2005 All rights reserved |
|