Газета "Голос Череповца" №93.
Принцесса цирка из Саратовской деревни 7 декабря
во Дворце металлургов звучала музыка Имре Кальмана. Артисты Государственного
академического театра "Московская оперетта" давали "Мистера Икса". В день
выборов многие череповчане сделали еще один выбор: телепремьере "Особенности
национальной политики" предпочли старую добрую классику. Столпотворения
иномарок у дворца не наблюдалось. Публика, стекавшаяся к 18 часам, добиралась в
основном пешим ходом и на общественном транспорте. По отсутствию роскошных
туалетов и блеска бриллиантов было ясно, что зритель подобрался небогатый. Цены
на билеты колебались от 100 до 270 рублей. Для сравнения, поклонникам Валерии
придется выложить за ее концерт по 520-900 рублей. Женщины, пожелавшие
приобщиться к прекрасному, имели явное количественное преимущество перед
мужчинами. Последних в независимом состоянии практически не наблюдалось.
Большинство представителей сильного пола с обреченным видом шествовали со
своими супругами и подругами. Видимо, инициаторами культпохода были дамы. По
окончании увертюры никто не аплодировал дирижеру и музыкантам, потому что
последние присутствовали на спектакле лишь виртуально в оркестровой фонограмме.
О том, что артисты будут петь не под живую музыку, заранее предупреждали афиши
и программки. Шурша открылся занавес. Неожиданно раздались хлопки. Значительно
позднее, когда вновь что-то оглушительно застреляло и испугало даже артистов,
зрители поняли, что побочные звуковые эффекты издает аппаратура. Перед взором
публики предстали скромные декорации: искусственные цветы и занавески,
изображавшие цирковые кулисы. В дальнейшем к ним присоединились еще пара
круглых столиков, четыре кресла, муляжи фруктов, запеченной курицы и бутылка
вина с фужерами. В общем, без излишеств - только самое необходимое и вполне
достаточное, чтобы зритель воспринимал оперетту не как концерт, а как
полноценный спектакль. Этому способствовали и костюмы персонажей. Артисты
переодевались к каждому акту. Сюжет оперетты, известный миру с 1926 года, в
постановке московского театра практически совпадал с одноименным фильмом, в
котором мистера Икс играл Георг Отс. Киноверсия создавалась на основе уже
существовавшего сценического варианта спектакля, воплощенного основателем
театра "Московская оперетта" Георгием Ероном. Серьезных героев в оперетте
оказалось всего два: влюбленные Теодора и мистер Икс. Их лирико-драматические
сцены, к счастью зрителей, разбавлялись комическими эпизодами. Череповецкая
публика тяжеловато воспринимала игру актеров в настоящую любовь. Возможно,
потому, что временами артисты переигрывали. Впрочем, над откровенными чувствами
персонажей в основном подхихикивали зрители молодого возраста. Зато комические
сцены вызывали неподдельный смех в зале. Шквал аплодисментов сорвал интриган
барон де Кревельяк, обронивший фразу: "Женщин всегда носят на руках. На шею они
садятся сами". Кстати, сам претендент на руку Теодоры оказался вовсе не злым
старикашкой, как в фильме, а весьма эффектным молодым человеком. Актеру Петру
Кокореву пришлось постараться - покорчить мерзкие рожи, чтобы доказать зрителю,
что его персонаж плохой. А то поначалу было даже не понятно, почему вдова
отказывает такому красавцу. От души всех повеселил маменькин сыночек Тони
(артист Юрий Внуков). В отличие от телеверсии на сцене Дворца металлургов Тони
был не студенческого возраста, а усатым мужчиной около 40 лет. Блестящая игра
актера, особенно его резвая хореография, убедила зрителей, что подкаблучник
Тони должен быть именно таким. В общем же контексте постановки хореография
занимала скромное место. Конечно, совмещать академический вокал с эстрадным
танцем весьма нелегко. Оперетта - не мюзикл. Поэтому ожидания многих зрителей
не оправдались. Избалованные зрелищными представлениями череповчане в "Мистере
Иксе" этого не увидели. Хотя жаловаться было не на что: отсутствие массовки и
хора продиктовано ценами на билеты. Впрочем, демократичность спектакля
впоследствии стала понятна. По окончании оперетты актриса Валентина Белякова,
исполнявшая роль принцессы цирка, призналась в интервью, что родом она из
саратовской деревушки в десять домов. Ее постоянный партнер и любовник по сцене
Сергей Алимпиев (мистер Икс) по поводу своей звучной фамилии пояснил, что это
вовсе не псевдоним. А вырос заслуженный артист России в неартистической семье.
Мать Сергея - юрист, отец - рабочий. После забойного финала, когда все
участники спектакля пели "Кумир наш!", публика достойно - овациями - проводила
артистов. Никто из зрителей, слава богу, не опозорил Череповец: не рвался
досрочно из зала в гардероб. Впечатления от увиденного и услышанного у всех
остались разные. Две важные дамы педагогического вида недовольно ворчали между
собой о том, что сюжет выхвачен кусками. - А мне понравилось, - делилась
впечатлениями с папой маленькая девочка. - Да, интересно: - задумчиво
соглашался отец. В этом сезоне артисты театра "Московская оперетта" обещают
порадовать череповчан - меломанов еще одним своим спектаклем - "Моя прекрасная
леди" по пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион".
Ольга Власова.